Фортепианное искусство XIX-XX веков

Концерт из цикла «Учитель и ученики». Автор и ведущая программы – заслуженный работник культуры России Ирина Темченко.

Концерты 12+

В основном в программе концерта прозвучат фортепианные произведения, созданные на рубеже XIX-XX столетий в период с 1890 по 1900-е годы. Романтики, восхищаясь творчеством своих великих предшественников и опираясь на их традиции, развивали музыкальный язык, обогащали уже сложившиеся жанры и фактически создавали новые. Но у каждого композитора своя точка притяжения.

В творчестве Иоганнеса Брамса открытием стал переосмысленный жанр интермеццо. Сошлемся на замечательное эссе (статья «Шесть интермеццо Иоганнеса Брамса») нашей великой соотечественницы Марии Вениаминовны Юдиной, на ее размышления о сути этого жанра. Необыкновенны, неповторимы ее удивительные, порой неожиданные ассоциации с другими видами искусства.

Великий польский композитор Фредерик Шопен хронологически (как бы) не вписывается в указанный в названии программы период. Но именно в эти годы (1890-1990-е гг.) произведения Шопена, в частности, его ноктюрны, все чаще звучали в России и оказали огромное влияние на творчество А. Лядова, А. Аренского, Ф. Блуменфельда¸ А. Скрябина.

2022 год – год 150-летия со дня рождения великого композитора – объявлен годом Александра Николаевича Скрябина. Прозвучат его ранние сочинения, которые волнуют своей глубиной, экспрессией, драматизмом.

Завершают концерт сочинения Серафима Чичагова. Личность композитора – одно из ярчайших явлений в отечественной истории рубежа XIX-XX веков. Кроме собственно пастырского служения в качестве архиерея Русской православной церкви, он обладал поистине множеством иных талантов в самых различных областях человеческой деятельности. Гвардейский офицер, военный историк, духовный писатель, иконописец, врач, и, наконец, самобытнейший музыкант. Его композиторское наследие в области фортепианной музыки является интереснейшим и неповторимым явлением в истории русской фортепианной миниатюры. Речь идет о двух циклах пьес: «Листки из музыкального дневника» для органа-фисгармонии (5 пьес) и «Музыкальный дневник» для фортепиано или фисгармонии (33 пьесы). Оба цикла были созданы предположительно в 1905-1912 гг. После этого ввиду последующих событий — революции, гражданской войны, гонений на церковь и церковнослужителей, арестов, ссылок отца Серафима, а затем его заключения и расстрела в 1937 году, а также конфискации его архива — эти пьесы долгие годы оставались неизвестными. Даже после его реабилитации в 1988 году и прославления в лике священномученика в 1997 году о них никто не знал. Через несколько лет по счастливой случайности ноты с сочинениями композитора были найдены. Публикация нот вместе с обширными комментариями, статьями и фотографиями вышла в рамках двухтомного альбома, посвященного музыкальному наследию святого в 2016 году.

Поделиться:

771 день назад
10 апреля 2022 16:00–17:30

Москва
Бульвар Яна Райниса, д.19, к.1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов